Меню сайта
— Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой.

В.В. Путин,
Президент Российской Федерации

Российский союз промышленников и предпринимателей критикуют нацпроект «Экология»

Декабрь 14, 2018

На нашу электронную почту поступила копия письма, интересного содержания (сознательный гражданин, направивший письмо, видимо не имел возможности представиться).

Данное письмо адресовано Заместителю Председателя Правительства РФ А.В.Гордееву и подписано президентом РСПП А.Шохиным.  Из текста письма ясно, что подвергнуты радикальной, но содержательной, критике, положения трех федеральных проектов в составе нацпроекта «Экология»: ФП «Чистый воздух», ФП «Внедрение НДТ», ФП «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».

Основания для критики в каждом случае были разные, однако в целом они сводились к отсутствию в паспортах данных федеральных проектов части, предусматривающей достаточные исследования факторов экологического вреда, вопиющим непоследовательности и поспешности запроектированных управленческих решений и отсутствию (во многом вызванному такими непоследовательностью и поспешностью) учета сложившихся экономических реалий компетентного экологического контроля.

По мнению авторов письма, предусмотренные в рамках критикуемых положений меры не отличаются должной проработкой и могут привести к дезорганизации и снижению эффективности экологического мониторинга и утилизации факторов экологического вреда, а также привести к банкротству экономических субъектов, занятых на рынке переработки, а также к не посильности затрат на экологические мероприятия субъектов – источников выбросов (промышленных предприятий).

В свою очередь, выбросы оказываются не оцененными по существу при фактически необоснованной фискально-экологической нагрузке. Важным моментом письма является обращение внимания Правительства РФ на отсутствие зависимости экологических нормативов от территориального зонирования страны, что является тематическим выходом из собственно экологической проблематики в область градостроительной, инфраструктурной и жилищной политик.

Действительно, едва ли не главным условием принятия решений в области охраны окружающей среды является тщательная и методичная экспертиза факторов вреда, что, в свою очередь, предполагает ее регулярность и цикличность, не говоря про сетевой характер такого мониторинга, его научное и законодательное обеспечение – что выходит за рамки как письма РСПП, так и критикуемых организацией законопроектов.

Однако в текстах паспортов нацпроектов «Экология» и «Наука» нигде не идет речь о системе прикладных исследований и изыскательских работ для принятия решений о купировании факторов экологических или экономических рисков.

Между тем, в письме РСПП указывается на необходимость более рациональной регламентации инженерно-изыскательских работ в рамках нацпроекта «Экология». Сроки согласования планов снижения выбросов в 10-дневный срок предприниматели назвали не реалистичными и предложили увеличить до полугода.

В свою очередь, МОО «Майский Указ» обращает внимание всех заинтересованных в рассматриваемом вопросе сторон, что даже этот срок слишком короток: для рациональной оценки факторов вредного воздействия необходимы регулярные наблюдения в течение минимум одного года (в течение всех сезонов) с учетом агрегированных показателей розы ветров (для ФП «Чистый воздух») и доминирующих факторов загрязнения по сезонам. С учетом необходимости существования единых стандартов такой оценки должна быть проведена отдельная работа по определению источников ее бюджетирования, в том числе – квалификационные требования к ее проведению и меры по исключению коррупционной составляющей при проведении такой оценки. (Конкурентная среда на рынке такой оценки является главным фактором исключения коррупции.)

Также МОО «Майский Указ» может добавить, что в тексте паспорта нацпроекта «Экология» нигде не обозначен не только отдельный порядок экологических изысканий в обоснование природоохранных решений, но также санитарно-эпидемиологических (гигиенических), и связь этих экспертиз между собой.

Между тем, до передачи в ведение Роспотребнадзора ресурсов санэпидстанций именно эти учреждения выступали основными организациями экологического мониторинга в стране. Для осуществления подобной оценочной работы на разных уровнях территориального масштаба, соответствующих современным мировым стандартам, требуется создание мониторинговых сетей на базе цифровых технологий, что также требует соответствующего законодательного и бюджетного обеспечения, и тщательного его обсуждения с  привлечением экспертов и организаций, представляющих общественность.

Мы хотим знать:
  • Каков индекс вовлечённости органов власти в исполнение Майского указа?
  • Понимают ли чиновники смысл этого документа?
  • Разделяют ли его цели и задачи?
  • Работают ли над реализацией Майского указа ежедневно и открыто?
  • Слышит ли федеральная власть регионы, бизнес, науку и общество?

Адрес: 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 62, эт./оф. 1/6.

Телефон: +7929-982-87-38

E-mail: info@maydecree.ru

Сетевое издание «Майский Указ» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 73856 от 12.10.2018)
В каждом случае использования материалов необходимо разместить гиперссылку на Сайт — МОО «Майский указ» (майскийуказ.рф)