Меню сайта
— Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой.

В.В. Путин,
Президент Российской Федерации

Что упустил Совет Федерации РФ при совместном заседании с Российской академией наук?

Декабрь 14, 2018

О тезисах решения совместного заседания Совета палаты Совета Федерации и Российской Академии Наук от 08.11.2018,

направленные председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву 03.12.2018

В рамках обращения изложены итоги заседания, включая положения рекомендательного характера в пяти пунктах различным инстанциям исполнительной власти, направленные на развитие науки в стране.

В России создается комплекс мер для научного, научно-технологического и инновационного развития при участии РАН.

За время существования Российской Федерации сформирована законодательная база, регулирующая научную деятельность в стране, в том числе законы:

  • «О науке и государственной научно-технической политике» от 1996 г.;
  • «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 2014 г.;
  • «О РАН, реорганизации государственных академий наук…» и другие.

При этом нормативная работа продолжается – в редакции последнего из перечисленных законов от 2018 года внесены изменения, расширяющие полномочия, деятельность и основные задачи РАН.

В соответствии с Указом №204 президента РФ от 07.05.2018 разработан нацпроект «Наука» с тремя федеральными проектами, предусматривающими:

  • создание научных центров мирового уровня и центров геномных исследований, 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций в кооперации с организациями реального сектора;
  • создание передовой инфраструктуры научных исследований, в т.ч. сети установок «мегасайенс», обновление до 50% приборной базы ведущих R&D организаций РФ;
  • формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия осуществления молодыми учеными R&D в лабораториях и коллективах.

Реализуется стратегия научно-технического развития РФ, утвержденная Указом №642 Президента РФ от 01.12.2016, выполняется госпрограмма «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства №301 от 15.04.2014, Программы фундаментальных исследований на 2013-2020 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ №2237-p от 03.12.2012.

РАН участвует в реализации всех документов, прежде всего – Стратегии, ее деятельность направлена на развитие всего, связанного с наукой в стране. Под руководством президента РАН А.М.Сергеева действуют 7 советов по приоритетам НТ-развития возглавляемые членами РАН. Члены РАН также работают в составе советов и комиссий при органах законодательной и исполнительной властей РФ.

РАН сотрудничает с субъектами, в 2018 году открылись представительства в Башкирии, Белгородской и Ульяновской областях.

В рамках обращения сказано о проблемах. Так, закон «О науке и государственной научно-технической политике№» от 1996 года не отвечает современным условиям и целям. В настоящее время ведется подготовка нового основополагающего акта в сфере науки – ФЗ «О науке и научно-технической деятельности в РФ».

По мнению участников заседания, особое внимание должно быть уделено следующим вопросам:

  • развитию мат-тех базы и инфраструктуры;
  • совершенствованию подготовки научных кадров;
  • оптимизации критериев и механизмов оценки деятельности научных организаций;
  • совершенствованию системы оплаты научного труда (сотрудников, инженерно-технического персонала).

Важное значение также имеют:

  • обеспечение участия отечественных научных организаций и ученых в международном научном сотрудничестве;
  • развитие научной дипломатии;
  • популяризация и пропаганда науки;
  • формирование современных механизмов научно-просветительской деятельности.

По итогам обсуждения участники заседания рекомендуют:

  1. Федеральному Собранию РФ ускорить рассмотрение проекта ФЗ №269874 «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научной политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров РФ.
  2. Совету Федерации в рамках подготовки Третьего Евразийского женского форума предусмотреть создание постоянно действующей дискуссионной площадки «Женщины в науке» для обсуждения и подготовки инициатив, направленных на решение актуальных вопросов участия женщин в развитии отечественной науки.
  3. Правительству РФ:
  • предусмотреть включение в каждый из нацпроектов раздела, предусматривающего проведение научных исследований по профилю нацпроекта;
  • проработать вопрос о законодательном закреплении особого статуса РАН как ведущей научной организации страны;
  • рассмотреть возможность законодательного закрепления обязательного наличия экспертного заключения РАН при подготовке и принятии социально значимых документов стратегического планирования;
  • оказать возможное содействие в продвижении и реализации инициативы РАН и МГУ им. Ломоносова мегапроекта «Создание пространственных транспортно-логистических коридоров на территории РФ, соединяющих Азиатско-Тихоокеанский регион со странами ЕС («Единая Евразия: ИЕТС-ТЕПР»);
  • разработать с привлечением РАН и Российской Академии Образования комплекс мер по сопровождению в процессе обучения одаренной молодежи;
  • принять меры по развитию региональных отделений РАН – Дальневосточного, Сибирского и Уральского;
  • проработать вопрос о передачи в ведение РАН издательства «Наука»;
  • учредить премии для женщин-ученых;
  • ускорить разработку и утверждение:
    • порядка осуществления научного и научно-методического руководства научной и науч-тех деятельностью научных организаций, а также экспертизы научных результатов;
    • нормативного акта, осуществляющего механизм взаимодействия Мионбрнауки с РАН при реализации их полномочий;
    • состава оргкомитетов по подготовке и проведению празднования 300-летия РАН;
    • при корректировке федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть бюджетные ассигнования на мероприятия по подготовке празднования 300-летия РАН.
  1. Минобрнауки:
  • продолжить работу по совершенствованию законопроекта «О научной и научно-технической деятельности в РФ»;
  • организовать дополнительное обсуждение доработанного законопроекта с привлечением всех заинтересованных сторон, включая РАН;
  • рассмотреть вопрос о мерах направленных на создание благоприятных условий для женщин-ученых;
  • совместно с РАН подготовить предложения по совершенствованию системы подготовки научны кадров в аспирантуре и докторантуре.
  1. РАН:
  • активировать работу по пропаганде науки, научных знаний и результатов исследований (прежде всего – гуманитарных) среди населения страны, осуществлению просветительской деятельности и противодействию фальсификации Истории;
  • рассмотреть специальные вакансии для женщин-ученых при проведении выборов в члены РАН;
  • продолжить работу по открытию представительств РАН на территории субъектов РФ;
  • разработать предложения по научной дипломатии, в т.ч. по представительствам РАН за рубежом.

***

Чем МОО «Майский Указ» могло бы добавить столь комплексные предложений научной элиты? Прежде всего, при всей свежести и важности принятых решений, на наш взгляд, оказался упущенным один существенный фактор, а именно – центры агрегации и переработки научной информации. Что особенно важно в современном мире, в котором научное производство чрезвычайно отлажено, обмен научной информацией имеет высокую интенсивность, не говоря про то, что наиболее известные поисковые и социально-софтверные системы общего доступа сети Интернет (равно как большая часть самой этой сети) произошли из академической среды, первоначально решая задачи электронной организации научной деятельности.

Известно, что до недавнего времени главными центрами научной информации в стране были:

  • по общественным наукам – ИНИОН;
  • по естественным и техническим наукам – ВИНИТИ.

Обе эти организации находятся в Москве, несколько лет назад ИНИОН (уникальная научная библиотека мирового уровня) сгорел почти дотла. О нынешнем состоянии ВИНИТИ и организации работы в нем известно крайне мало; по нашим данным, на 2012 год он представлял собой учреждение с огромным объемом бумажной работы и крайне низким уровнем цифровизации (примерно на уровне конца СССР), где много лет не было ремонта.

Решение вопроса об институтах научной информации – критически значимый едва ли не для всех направлений, рассмотренных на совместном заседании Совета Федерации и РАН: от него сразу зависят кадровый, инфраструктурный, популяризаторский, стратегический, нормативный и даже дипломатический аспекты из числа отмеченных в обращении к Д.А.Медведеву. Действительно, научная дипломатия – это не просто представительства РАН за границей, но и предмет переговоров о научном обмене, основанном на оперативном доступе к научной информации национального уровня. Без налаженной системы обработки научной информации в стране трудно всерьез рассуждать о выходе в пятерку или в десятку мировых лидеров, как о том говорится в Указе №204. Это вопрос выходит далеко за рамки отдельной ЕГИС или даже единой интегрированной системы госуслуг: работа с архивами научной информации сама по себе является отдельной отраслью научной деятельности. Включение этой темы в процессы построения научных стратегий и разработки нормативных документов МОО «Майский Указ» считает важной задачей и надеется, что высокое собрание, представившее на уровень Правительства РФ свои соображения, обратит на не свое внимание.

Мы хотим знать:
  • Каков индекс вовлечённости органов власти в исполнение Майского указа?
  • Понимают ли чиновники смысл этого документа?
  • Разделяют ли его цели и задачи?
  • Работают ли над реализацией Майского указа ежедневно и открыто?
  • Слышит ли федеральная власть регионы, бизнес, науку и общество?

Адрес: 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 62, эт./оф. 1/6.

Телефон: +7929-982-87-38

E-mail: info@maydecree.ru

Сетевое издание «Майский Указ» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 73856 от 12.10.2018)
В каждом случае использования материалов необходимо разместить гиперссылку на Сайт — МОО «Майский указ» (майскийуказ.рф)