Статья Дмитрия Медведева о перспективах России до 2024 года наводит на ряд размышлений:
1. Если бы статья была написана не в России, то, возможно, ее бы писал президент, а текст Майского указа – премьер.
Ибо в большинстве стран мира именно президент определяет национальную стратегию на период своего срока. А задачи и целевые показатели ставит кабмину руководство в лице премьера.
Получилось наоборот.

2. Статья Медведева выполнена в жанре научной работы. Об этом свидетельствуют ссылка на И. Шумпетера и небольшой список англоязычной литературы в конце.
Таким образом, текст рассчитан на экспертов и представителей элит.

3. Толкование в статье буквы Майского указа происходит с обоснованием в духе сторонников известных экономических школ НИУ ВШЭ, РАНХиГС, а также экономических институтов РАН, но в несколько смешанном виде.

4. Статья ссылается на Майский указ и разбирает его пункты.
Но в основном идет обоснование того, почему выполнение Указа не может быть гарантировано в полном объеме. Прежде всего, по причинам внешнеполитического давления и внешнеэкономических изменений.
При этом правительство РФ всё-таки намерено исполнять Указ, поскольку представленные в нем задачи обозначил сам президент.

На наш взгляд, ключевые идеи статьи:

1. Неопределенность технологического развития в мире провозглашается главным условием, при котором предстоит выполнять пункты Указа, и главным препятствием их реализуемости.
При этом благоприятными факторами их реализуемости являются низкий уровень госдолга, минимальная выраженность активов страны в долларах и отсутствие политического кризиса.

2. Прямо утверждается, что представители экономических школ, предсказывавшие начало затяжной депрессии, оказались неправы.
Это еще одно обстоятельство, подтверждающее возможность выполнить пункты Указа.
Скорее всего, имеются в виду российские авторы, поскольку конкретные фамилии не были указаны в статье.

3. Инвестиционная модель развития страны прямо обозначена приоритетной на период до 2024 года и оптимальной для реализации Указа.
Ибо главным препятствием роста российской экономики сегодня является отказ предпринимателей брать займы у финансовых организаций.
Последнее также именуется «дефляционной депрессией», но это выражение в тексте статьи не встречается.
Другие модели экономического развития (кластерная, а также сравнительные преимущества существующей в России монокультурной модели) в тексте Медведева не рассматриваются.

К сожалению, в статье не отражены:

1. Принципиальная роль государства и его институтов: каким оно должно быть и сможет ли сохраниться в его нынешнем виде.
Не обозначено, какие реформы государственного аппарата нужно произвести, чтобы противостоять мировым вызовам и добиться выполнения пунктов Указа.

2. Не рассмотрены вопросы разработки стратегий как инструмента государственного управления. Хотя отмечается, что динамизм технологических изменений в мире требует стратегического уточнения, поскольку усиливает непредсказуемость:
«В современных условиях более надежным инструментом управления могут быть программы на пять-шесть лет».
Это представляет собой отсылку к советским пятилеткам. Однако по факту и на федеральном, и на муниципальном уровнях известные программы едва ли не во всех без исключения случаях представляли собой документы, весьма сомнительные с точки зрения обоснованности бюджетов.

3. В статье утверждается необходимость инвестирования в человеческий капитал ради повышения уровня жизни граждан и социально-экономического благополучия страны.
Однако не приводятся аргументы в пользу того, что такие инвестиции приведут к экономическому росту.
Между тем, один из ведущих научных экспертов в области человеческого капитала и экономики знаний В. Истерли полагает, что такие инвестиции бесполезны, поскольку «общество реагирует на стимулы», то есть на факторы спроса.
Рассмотрение этой позиции в статье отсутствует. Равно как условия создания в стране спроса, способного стимулировать экономический рост и обеспечить комфортные условиях проживания.

Популярные материалы:

Рейтинги

Рейтинг вовлеченности субъектов РФ в исполнение Указа №204

Представляем десятый, юбилейный рейтинг вовлеченности субъектов Российской Федерации в исполнение Майского Указа.
Рейтинг вовлеченности субъектов РФ  в исполнение Указа №204
Рейтинги

Лидером рейтинга вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204 стал М...

Очередной "юбилейный" рейтинг вовлеченности ФОИВ в в исполнение Майского указа Президента
Лидером рейтинга вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204  стал Минэнерго
Новости

15 регионов сдерживают создание пунктов скорой помощи

Правительство будет тщательно следить за созданием в регионах фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий.
15 регионов сдерживают создание пунктов скорой помощи
Новости

Открытое письмо средства массовой информации «Майский указ» пресс-секретар...

Здравствуйте, Андрей Сергеевич! Просим прощения, что отвлекли Вас от важной работы в возглавляемом Вами отделе по связям со СМИ.
Открытое письмо средства массовой информации «Майский указ» пресс-секретарю Минфина России Андрею Лаврову.
Новости

В регионах назвали риски по регпроектам

Губернаторы ранжировали риски по неисполнению Майского указа. Главные - проблемы с макроэкономикой и недофинансированием
В регионах назвали риски по регпроектам