На нашу электронную почту поступила копия письма, интересного содержания (сознательный гражданин, направивший письмо, видимо не имел возможности представиться).

Данное письмо адресовано Заместителю Председателя Правительства РФ А.В.Гордееву и подписано президентом РСПП А.Шохиным.  Из текста письма ясно, что подвергнуты радикальной, но содержательной, критике, положения трех федеральных проектов в составе нацпроекта «Экология»: ФП «Чистый воздух», ФП «Внедрение НДТ», ФП «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».

Основания для критики в каждом случае были разные, однако в целом они сводились к отсутствию в паспортах данных федеральных проектов части, предусматривающей достаточные исследования факторов экологического вреда, вопиющим непоследовательности и поспешности запроектированных управленческих решений и отсутствию (во многом вызванному такими непоследовательностью и поспешностью) учета сложившихся экономических реалий компетентного экологического контроля.

По мнению авторов письма, предусмотренные в рамках критикуемых положений меры не отличаются должной проработкой и могут привести к дезорганизации и снижению эффективности экологического мониторинга и утилизации факторов экологического вреда, а также привести к банкротству экономических субъектов, занятых на рынке переработки, а также к не посильности затрат на экологические мероприятия субъектов – источников выбросов (промышленных предприятий).

В свою очередь, выбросы оказываются не оцененными по существу при фактически необоснованной фискально-экологической нагрузке. Важным моментом письма является обращение внимания Правительства РФ на отсутствие зависимости экологических нормативов от территориального зонирования страны, что является тематическим выходом из собственно экологической проблематики в область градостроительной, инфраструктурной и жилищной политик.

Действительно, едва ли не главным условием принятия решений в области охраны окружающей среды является тщательная и методичная экспертиза факторов вреда, что, в свою очередь, предполагает ее регулярность и цикличность, не говоря про сетевой характер такого мониторинга, его научное и законодательное обеспечение – что выходит за рамки как письма РСПП, так и критикуемых организацией законопроектов.

Однако в текстах паспортов нацпроектов «Экология» и «Наука» нигде не идет речь о системе прикладных исследований и изыскательских работ для принятия решений о купировании факторов экологических или экономических рисков.

Между тем, в письме РСПП указывается на необходимость более рациональной регламентации инженерно-изыскательских работ в рамках нацпроекта «Экология». Сроки согласования планов снижения выбросов в 10-дневный срок предприниматели назвали не реалистичными и предложили увеличить до полугода.

В свою очередь, МОО «Майский Указ» обращает внимание всех заинтересованных в рассматриваемом вопросе сторон, что даже этот срок слишком короток: для рациональной оценки факторов вредного воздействия необходимы регулярные наблюдения в течение минимум одного года (в течение всех сезонов) с учетом агрегированных показателей розы ветров (для ФП «Чистый воздух») и доминирующих факторов загрязнения по сезонам. С учетом необходимости существования единых стандартов такой оценки должна быть проведена отдельная работа по определению источников ее бюджетирования, в том числе – квалификационные требования к ее проведению и меры по исключению коррупционной составляющей при проведении такой оценки. (Конкурентная среда на рынке такой оценки является главным фактором исключения коррупции.)

Также МОО «Майский Указ» может добавить, что в тексте паспорта нацпроекта «Экология» нигде не обозначен не только отдельный порядок экологических изысканий в обоснование природоохранных решений, но также санитарно-эпидемиологических (гигиенических), и связь этих экспертиз между собой.

Между тем, до передачи в ведение Роспотребнадзора ресурсов санэпидстанций именно эти учреждения выступали основными организациями экологического мониторинга в стране. Для осуществления подобной оценочной работы на разных уровнях территориального масштаба, соответствующих современным мировым стандартам, требуется создание мониторинговых сетей на базе цифровых технологий, что также требует соответствующего законодательного и бюджетного обеспечения, и тщательного его обсуждения с  привлечением экспертов и организаций, представляющих общественность.


Популярные материалы:

Рейтинги

Эффективность работы администраций субъектов по вовлечению подведомственны...

Рейтинг представляет агрегированные данные рейтингов крупных и малых городов субъектов РФ, приславших ответы на наши запросы
Эффективность работы администраций субъектов по вовлечению подведомственных муниципальных образований в реализацию Указа №204
Новости

Тольятти возглавил рейтинг городов России, вовлеченных в Майский указ

Всего в рейтинге участвовали 156 крупных городов, из которых необходимые данные предоставили 94 населенных пункта из 64 субъектов.
Тольятти возглавил рейтинг городов России, вовлеченных в Майский указ
Новости

«Майский указ» подготовил перечень поручений Президента по итогам Послания

С момента Послания до официального издания поручений Президента, как правило, проходит 2-3 недели (в 2018 году Послание Федеральному Собранию зачитыва...
«Майский указ» подготовил перечень поручений Президента по итогам Послания
Рейтинги

Рейтинг вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204

Лидерами рейтинга вовлечённости в исполнение Майского указа Президента стали Минтруд, Минстрой, Минкультуры, Минэкономразвития и Минприроды. По ито...
Рейтинг вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204