Рейтинг национальных проектов по вовлеченности ФОИВ в исполнение Указа №204

  Методика исследования

Паспорта национальных проектов опубликованы ответственными за их разработку ФОИВ «как есть» (в формате машинно не распознаваемых сканов документов). Они подготовлены по шаблонам Методических рекомендаций правительства РФ, поэтому возможно дать лишь формальную оценку степени вовлеченности органов власти в процесс исполнения Указа, основанную на косвенных признаках. Между тем, МОО «Майский Указ» считает их достаточными для формирования первичного представления о том, насколько серьезно министерства подошли к исполнению данного документа в смысле декларированных мер и наличия существенных замечаний.

Оценка вовлеченности производилась методом кабинетного исследования параметров паспортов, включая число федеральных проектов, конечных задач в рамках последних (подзадач), числа привлеченных ведомств, упоминания субъектов, представленных в разделе «дополнительная информация» сведений, а также упоминаемости механизма реализации Указа в том или ином виде. Последнее важно в свете того, что такой механизм, согласно тексту Указа, должен быть прописан в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года», и его отражение, безусловно, должно найти отражение в тексте паспортов.

Паспорта нацпроектов «Автодороги» и «Цифровая экономика» в рассмотрение не принимались, поскольку на момент проведения исследования они не были утверждены.

Основания интерпретации параметров

  • Данные о числе федеральных проектов в одном национальном и общем числе конечных задач (подзадач) свидетельствуют о требуемой глубине дифференциации деятельности, что, в свою очередь, требует соответствующего числа привлекаемых управленческих кадров и соответствующего финансового обеспечения.
  • Число и характер задач в каждом федеральном проекте – о содержательности такого проекта.
  • Упоминание критериев оценки исполняемости Указа в разделе «дополнительная информация» – об акцентированности (повышенной значимости) какого-либо из них для соответствующего ведомства (либо нескольких) и повышенной заинтересованности составителей паспорта в проработке какого-либо вопроса.
  • Число субъектов РФ, ведомств и их представителей на каждый федеральный проект в составе национального – о степени заинтересованности ФОИВ в межведомственной и межуровневой кооперации.

Выводы по результатам работы

Большинство нацпроектов из 10 проанализированных имеют по 3-5 федеральных в своем составе. 8, 10 и 11 федеральных проектов имеют в своем составе «Здравоохранение», «Образование» и «Экология» соответственно. Среднее число подзадач, приходящихся на один федеральный, в десятке нацпроектов, делится на три категории: «около 20», «около 40» и «15 и меньше». К первым относится «Демография», «Культура» и «Занятость» (42,8, 45,6 и 41 соответственно). «Жилье» и «Экология» имеют по этому параметру 14,7 и 11 соответственно. «Здравоохранение», «Образование», «Наука», «Развитие среднего и малого предпринимательства» и «Экспорт» – около 20. На первый взгляд, то ведомство, которое взяло наибольшее число федеральных проектов и включило в него наибольшее число задач, наиболее проактивно и вовлечено в процесс исполнения Майского Указа. Однако в данном случае прямая зависимость не будет представлять достаточный критерий оценки утвержденного паспорта.

Для более достоверной оценки вовлеченности нужно не только сравнивать их между собой и с остальными параметрами, но и понимать «привходящие обстоятельства». Дело в том, что нацпроекты со средним значением «20» представляют собой известные советские направления развития (и, разумеется, соответствующие им статьи расходов), которые легче расписать относительно мировых рынков и тенденций. Поэтому именно их можно считать наиболее вовлеченными в реализацию стратегических задач по существу – так, в случаях паспортов «Здравоохранения» и «Образования» механизм реализации в разделе «дополнительная информация» упоминается в контексте трех федеральных проектов. Межведомственное взаимодействие при 8 федеральных проектах  «Здравоохранения» обнаружено лишь в одном из них при восьми из 10 федеральных проектов нацпроекта «Образования». «Экология» и «Экспорт» таковых там не содержат, упоминания «механизма» в остальных паспортах – в контексте одного проекта. При этом паспорт нацпроекта «Экспорт» имеет максимальное число заинтересованных ведомств, приходящихся на один федеральный проект, что вполне объяснимо финансовыми соображениями.

Нацпроекты «Демография» или «Культура» (с тех же советских времен финансируемая по «остаточному принципу») с точки зрения государственного управления как всегда есть непонятно что, но как всегда же – предмет «особой заботы», а потому… оправдание чиновного существования многочисленностью задач – это распространенная практика. Тем более, что в рамках «Культуры» межведомственное взаимодействие не обозначено (при наличии такового в 4-х из 5 для «Демографии»), тогда как совместная работа с субъектами не прописана в паспортах обоих этих проектов; что удивительно и для задач строительства «объектов культуры» в регионах, и для общестрановых задач оздоровления населения и повышения рождаемости (чаще всего в контексте реализации задач субъекты упоминаются в паспорте нацпроекта «Образование»). К тому же в «Демографию» поместили множество чисто медицинских тем – явный признак непонимания того, как регулировать вверенное направление комплексно, исходя из его специфики. Вместе с тем это значит, что если часть конечных задач и заинтересованных ведомств по «Демографии» будут переброшены в «Здравоохранение», то паспорт последнего по вовлеченности в исполнение Указа №204 сможет конкурировать с паспортом «Образования».

Что касается «Занятости», то проблема обеспеченности трудом россиян теснейше связана с сырьевым характером ее экономики, завязанной на международный спрос. Объяснять простым гражданам превратности их жизней глобальными обстоятельствами – занятие не благодарное, а системные меры в этой сфере не решались десятилетиями. Поток нефтедолларов и перевод их части населению не способствовали формированию спроса бизнес-сообщества даже на заделы системных решений. Именно поэтому большое число подзадач является, пожалуй, не столько имитацией бурной деятельности, сколько попыткой в режиме «аврального брейнсторминга» набрать максимум возможных вариантов и направлений действий, дабы в дальнейшем работать с наиболее подходящим, отбросив лишнее. Кстати, дополнительные разделы паспортов, помимо раздела «дополнительная информация», имеются как раз для нацпроектов «Демография» и «Занятость» (для «Науки» это лишь многостраничный список международной номенклатуры научных и наукоемких направлений, а не содержательная информация). Такой подход, конечно, свидетельствует об существенной поисковой работе, но должен насторожить в плане наличия «механизмов реализации» – в данном случае есть риск того, что государство примется директивно регулировать рынок труда, вместо того, чтобы выполнять свою роль социального амортизатора неподконтрольных ему экономических шоков. (Кстати, эффективность его работы в таком качестве во многом зависит от наличия развитых институтов общественного контроля в лице конкретных организаций, одной из которых является МОО «Майский Указ».)

Что касается «Жилья», то, в свете идей «распространения опыта реновации в отдельной взятой Москве на всю страну», особой дифференцированности задач по данному направлению ожидать не следует: «наши цели ясны, задачи определены…». В работу соответствующие ФОИВ и заинтересованные коммерческие структуры, надо полагать, уже включились. «Экология» – еще одна тема, так же, как «Жилье», обострившая социальную остроту в недавнее время, и ее задачи также в первую очередь связаны со снижением этой остроты; с другой стороны, она не менее туманна, чем «Демография», поскольку экономблок российского правительства плохо понимает такие вещи, как неторгуемые блага и последствия их исчезновения для прочих отраслей и направлений.

Диаграмма 1. Условный рейтинг вовлеченности ФОИВ, ответственных за реализацию национальных проектов, в исполнение Указа №204

Таблица 1. Структура данных паспортов национальных проектов, использованная для определения вовлеченности

ответственных за их реализацию ФОИВ в исполнение Указа №204

Обозначения в Таблице 1.

Популярные материалы:

Рейтинги

Рейтинг вовлеченности субъектов РФ в исполнение Указа №204

Представляем десятый, юбилейный рейтинг вовлеченности субъектов Российской Федерации в исполнение Майского Указа.
Рейтинг вовлеченности субъектов РФ  в исполнение Указа №204
Рейтинги

Лидером рейтинга вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204 стал М...

Очередной "юбилейный" рейтинг вовлеченности ФОИВ в в исполнение Майского указа Президента
Лидером рейтинга вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204  стал Минэнерго
Новости

15 регионов сдерживают создание пунктов скорой помощи

Правительство будет тщательно следить за созданием в регионах фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий.
15 регионов сдерживают создание пунктов скорой помощи
Новости

Открытое письмо средства массовой информации «Майский указ» пресс-секретар...

Здравствуйте, Андрей Сергеевич! Просим прощения, что отвлекли Вас от важной работы в возглавляемом Вами отделе по связям со СМИ.
Открытое письмо средства массовой информации «Майский указ» пресс-секретарю Минфина России Андрею Лаврову.
Новости

В регионах назвали риски по регпроектам

Губернаторы ранжировали риски по неисполнению Майского указа. Главные - проблемы с макроэкономикой и недофинансированием
В регионах назвали риски по регпроектам