Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) наводит на интересные мысли. Кратко и тезисно суть сделанных в рамках интервью заявлений ректора сводится к следующему: • вложения государства в «человеческий капитал» и местную образовательную систему как ключевой драйвер его развития – важно, хорошо и правильно; • существующая в России образовательная система – реальный источник «мягкой силы» в международной среде «образовательных услуг», известная преимущественно на «традиционных» рынках стран Азии, Африки и Лат. Америки; • в силу отсутствия бюджетной поддержки «резкого расширения» таких услуг следует делать ставку на открытое образование на online-платформах, подобно «ведущим американским ВУЗам»; • слабая известность российской образовательной системы в мире – недоработки Россотрудничества; • НИУ ВШЭ – лидер страны в области цифровизации образования и внедрения инноваций в области «образовательных услуг» в широком смысле, а многомиллиардные вложения государства в широкополосный и сетевой интернет не должны быть «омертвлены» (из чего, видимо, следует, что они должны как-то окупиться, а окупиться они могут… если инвестиции будут «достаточными»); • содержание федпроекта «Новые возможности для каждого» (в рамках нацпроекта «Образование») – пока еще terra incognita для НИУ ВШЭ (при всей инновационности и престижности), потому ВУЗ сотрудничает с НТИ как «точкой развития» именно по «цифровому» образовательному направлению, а не по направлению профессиональной самореализации личности; • несмотря на лидерские позиции в стране в области внедрения цифровых решений в образовании, НИУ ВШЭ сохраняет скромную роль наблюдателя процессов развития науки и образования и не намерена брать ответственность оператора федеральных проектов в области образования; • путь к массовой «образовательной цифре» способны обеспечить лишь однозначные нормы для всех руководителей ВУЗов. В связи с чем МОО «Майский Указ» имеет случай сделать несколько замечаний. Действительно, НИУ ВШЭ – сильный ВУЗ в области цифровизации образовательного процесса, вершину чего представляют так называемые решения Learning Management Systems (LMS) и системы управления образовательным контентом, то есть «учебной литературой» (LCMS), в чем подотчетное Кузьминову учреждение пионер и лидер, и внедряет эти вещи давно. Суть этих решений – в цифровой реализации так называемого «компетентностного подхода» к образованию, которое дается сотрудникам заплативших за него фирм (как правило, достаточно крупных корпоративных структур, имеющих расходные статьи на обучения персонала), либо учащимися, стремящимися получить работу в них, по принципу меню в ресторане: «ничего сверх заказанного».

Однако что касается ведущих университетов мира, то там подобные вещи носят характер коммерческого приработка к основному источнику бюджетирования – участию в исследовательских грантовых проектах, решающих задачи грантодателей – агентов реального сектора экономики, включая государство. Только таким естественным путем и могут возникнуть «однозначные нормы», при наличии роста спроса на профессии (включая профессии исследователей). А совокупный спрос обуславливает экономический рост, обучение искусству создания которого является главным (и, пожалуй, единственным) официальным смыслом существования НИУ ВШЭ (про неофициальные смыслы нам ничего не известно). Об этом прекрасно знает Ярослав Иванович, равно как о том, что проблема совокупного спроса – глобальная, фундаментальная и одна из сложнейших. Вот только он сам в интервью выступает как ректор конкретного ВУЗа, не более того. Выработка норм цифровизации рынка образовательных услуг не может быть определена государством как источником именно субсидий, а не инвестиций – потому, что… это рынок. За исключением статей бюджетов нацпроектов «Образование» и «Наука», а также федпроектов в их составе. Но тогда, если НИУ ВШЭ действительно лидер в своей области, то, заявляя о необходимости государственной поддержки, руководство этого учебного заведения не должно отказываться от ответственных позиций по данным статьям и проектам.

Популярные материалы:

Рейтинги

Эффективность работы администраций субъектов по вовлечению подведомственны...

Рейтинг представляет агрегированные данные рейтингов крупных и малых городов субъектов РФ, приславших ответы на наши запросы
Эффективность работы администраций субъектов по вовлечению подведомственных муниципальных образований в реализацию Указа №204
Новости

Тольятти возглавил рейтинг городов России, вовлеченных в Майский указ

Всего в рейтинге участвовали 156 крупных городов, из которых необходимые данные предоставили 94 населенных пункта из 64 субъектов.
Тольятти возглавил рейтинг городов России, вовлеченных в Майский указ
Новости

«Майский указ» подготовил перечень поручений Президента по итогам Послания

С момента Послания до официального издания поручений Президента, как правило, проходит 2-3 недели (в 2018 году Послание Федеральному Собранию зачитыва...
«Майский указ» подготовил перечень поручений Президента по итогам Послания
Рейтинги

Рейтинг вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204

Лидерами рейтинга вовлечённости в исполнение Майского указа Президента стали Минтруд, Минстрой, Минкультуры, Минэкономразвития и Минприроды. По ито...
Рейтинг вовлеченности в исполнение Указа Президента № 204