18+
Почти полтора года монопрофильные муниципальные образования, в которых проживают 13,5 млн граждан, никак не могут «вписать» в отдельную госпрограмму. Предыдущая была досрочно завершена 1 января 2019 года. С тех пор идут какие-то бесконечные несогласованности между Минфином и Минэком. Депутаты как заезженную пластинку повторяют одни и те же предложения про продлению льгот для инвесторов, привлечённых с большим трудом в качестве резидентов ТОСЭР.

Однако пандемия коронавируса привела к тому, что после принятия правительственного документа с названием «Развитие моногородов» его можно отправлять на новую переработку и подготовку антикризисного плана «Спасение моногородов». Весь прошлый год прошел в поисках источника бюджетной помощи моногородам в нацпроектах. Но деньги по ним распределяют губернаторы, поэтому до захолустных монотерриторий финансовая поддержка дошла в размере не более 3% от всего объема выделенных средств.

Сегодня о нацпроектах в моногородах никто не вспоминает. Зато говорят о динамичном развитии Фонда моногородов, которому постановлением Правительства РФ от 14 марта 2020 г. № 284 были расширены полномочия. А именно: возможность предоставлять льготные займы ИП, софинансировать строительство социальной инфраструктуры, а также давать кредиты лизинговым компаниям и участвовать в концессиях.

Но эти профиты автоматически не приводят к дополнительному финансированию из федерального бюджета. Наоборот, на текущий год финансирование Фонда моногородов было срезано на 500 млн рублей и составит 4,2 млрд рублей. Казалось бы, для 321 моногорода это совсем небольшая сумма, учитывая их суммарный вклад в национальную экономику. Для сравнения: госпрограмма развития сельских территорий предусматривает 1,5 трлн рублей до 2025 года.

Однако и имеющиеся бюджетные средства не используются в полном объеме. Фонд с трудом выдал займов на 1 млрд рублей. Остаются незаконтрактованными 2,5 млрд рублей.

Здесь не лишним будет вспомнить пункт 2.4.3 плана экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты РФ, которым предусмотрено проведение в 2020 году мониторинга и контроля разработки и реализации нацпроектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Моногорода». Это означает, что аудиторы вновь придут к выводу о неэффективности расходования бюджетных средств, и дополнительные ассигнования получить станет практически невозможно.

Вместе с тем, моногорода заявляют о потребности софинансировать проекты на 40 млрд. И это без учета потребностей градообразующих предприятий, которые также могут стать получателями мер поддержки Фонда на создание новые производств, не связанных с основным направлением экономической дяетельности.

Возможно, для спасения моногородов требуются более радикальные решения. Например те, о которых заявил автор телеграм-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук (https://t.me/expertgd), а именно создание полноценного института развития.

Популярные материалы:

Новости

МОО «Майский указ» решила разобраться в ситуации с «Ренейссанс констракшн»

МОО «Майский указ» решила окончательно разобраться: каким образом в перечне системообразующих предприятий появилась турецкая «Ренейссанс констракшн»? Письмо с конкретными вопросами мы направили главе Минстроя России Владимиру Якушеву
Новости

МОО «Майский указ» обратилась к вице-премьеру Марату Хуснуллину

МОО «Майский указ» обратилась с крайне важными вопросами к вице-премьеру Марату Хуснуллину
Новости

«Письма счастья» направлены в адрес В.Абрамченко Д.Чернышенко

«Письма счастья» направлены в адрес Виктории Абрамченко и Дмитрия Чернышенко.
Новости

Вице-премьер Марат Хуснуллин оценил, как исполняются 3 национальных проект...

В ответ на официальный запрос нашей организации вице-премьер Марат Хуснуллин оценил, как именно исполняются три национальных проекта, которые он курир...
Новости

Организация «Майский указ» составила списки чиновников

Организация «Майский указ» не поленилась провести огромную работу — и составить уникальные списки всех кураторов, руководителей и администраторов наци...